«… Франция – именно Европа, ее сокращение, самое полное ее выражение. От самых времен Хлодовика история Франции есть почти и история Европы … Все, в чем Франция не участвовала, составляет частное явление жизни отдельных европейских государств; все же истинно общеевропейское … есть непременно и по преимуществу явление французское. Можно знать превосзходно историю Англии, Италии, Германии и все-таки не знать истории Европы; будучи же знаком с историей Франции, знаеь, в сущности, и всю историю Европы. Франция была всегда камертоном Европы, по тону которого всегда настраивались события жизни прочих европейских народов …». (Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 239)
Золотая пчела на пурпурном поле - это центральный элемент личного герба Наполеона - как Императора, -- введенный по его указу. Одна из главных геральдических загадок - излюбленных конспирологами: потому что это - герб Стюартов.
В 1800х благодаря этому рошел слух - о том, что Наполеон внебрачный сын принца Чарлза-Эдварда или кардинала Генри Стюарта дАльбани((мать Наполеона, Летиция Рамолино, в ранней юности подолгу жила у родни в Генуе - а там бывал Добрый Чарли, который обычно жил в Риме и во Флоренции).
В 1980х-90х в эту пчелу снова вцепились Лоренс Гарднер, бригада Линькольна-Ли и прочие коддавинчисты: Стюарты - излюбленные ими потомки Меровингов и Христа, благодаря чему и Наполеон Карлович вписывался в схему.
В эпоху революционных потрясений мысль нередко направляется в поисках аналогии дню сегодняшнему в прошлое. Эталоном для сравнения является, как правило, Великая Французская революция; сквозь ее призму, широко используя рожденные ей понятия "термидор", "брюмер", "бонапартизм", многие историки и социологи пытались осмыслить русскую революцию 1917 г. А может ли помочь изучение истории Французской революции лучшему пониманию событий, разворачивающихся в России в течение последнего десятилетия? Существует ли некая аналогия между процессами, протекавшими во Франции с 1789 г. и в России с 1989 г.? Можно ли, исследуя основные тенденции политического и социального развития Франции 1790-х гг., дать прогноз относительно будущего России?
Нынешняя ситуация в России имеет хорошую историческую аналогию: Франция в 1848 году. И тогдашняя Франция, и сегодняшняя Россия пережили период реставрации феодальных отношений (Франция: 1815-1830, “либеральный” вариант; Россия: 1917-1985, “тоталитарный” вариант), затем - НЕЗАВЕРШЕННУЮ буржуазную революцию (соответственно - 1830 г. и 1985-1993 гг.), наконец - вытекающий из этой революции период господства буржуазно-патерналистского “гнилого класса” (во Франции - “Июльская монархия” Луи-Филиппа, у нас - режим Ельцина). Такое общественное состояние неизбежно порождает продолжение буржуазно-демократической революции в наиболее радикальной форме: Россия стоит у дверей “1848 года”.
Президент и основатель Международного Наполеоновского Общества Бен Вейдер скончался в пятницу, 17 октября 2008 года. "В это день мир спорта потерял своего пионера, а Император Наполеон своего самого горячего защитника..." Так сказал один из друзей Бена в своем соболезновании, которое опубликовано в числе многих других соболезнований на официальном сайте Международного Наполеоновского Общества http://www.napoleonicsociety.com/
В знаменитой докладной записке 1945 г. Шарлю де Голю "Набросок доктрины французской политии", Александр Кожев (русского происхождения) обосновывал идею ЛАТИНСКОЙ ИМПЕРИИ как наилучшего обустройства европейского пространства. Такая империя могла бы стать достаточно сильным политическим и эконмическим союзом латинских католических стран Европы, прежде всего французской, итальянской и испанской наци, опирающимся на ЕДИНУЮ АРМИЮ. "Чтобы быть политически жизнеспособным, современное государство должно опираться на "широкий" "имперский" союз родственных наций. Современное государство только тогда является государством, когда оно является Империей" (Кожев А. Набросок доктрины французской политики (27 августа 1945 г.) // Прогнозис. - 2005. - №1. - С.20).
"... Эпоха становления политической сущности всего человечества по-прежнему принадлежит далекому будущему. Этап национальной политики завершен. Теперь наступила эпоха империй, то есть транснациональных политических объединений, состоящих в то же самое время из родственных наций ... Родство наций - это, прежде всего, родство языка, цивилизации, общей "ментальности" или ... "климата"..." (Там же. - С.28).
Кирилл Игоревич Серебренитский, медиатор Восточного Бонапартистского Комитета
Онтологическое сознание современных активных поколений, постсоветская социальная мифология – сформирована в режиме ощущения экономического и политического кризиса. Этому способствует сама геомаргинальная психология украинца: ощущение некоей национальной незащищённости, ожидание всемерной помощи – от более сильных, сытых, хитрых, опытных (и всем тем опасных) соседей. Да к тому же ещё – столь свойственная славянскому мышлению склонность бесконечно сравнивать себя с другими, встревоженный нескончаемый поиск позиции на перекрещениях различных систем.
Экономическая ситуация породила прочные доминантные мифологемы «у нас всё хуже, чем в Польще, Венгрии и Словакии» и «у нас всё хуже, чем в России». Соответственно, способы разрешения любых проблем.
Бонапартизм - это не идеология Наполеона I, сам император-король-протектор - как раз вдохновляет тем, что - в отличие от вождей ХХ века, с коими его всё время сравнивают, - НЕ БЫЛ ПОЛИТИЧЕСКИМ ДЕЯТЕЛЕМ.
Он обошелся - без партии. В определененой степени его политическим активом была Великая Армия. Ее офицеры после падения Империи создали бонапартистские движение, которое в 1830х выдинуло своего уже вполне политического лидера - Наполеона III.
Этот последний - гораздо в большей степени может претендовать на роль создателя бонапартизма как доктрины. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос - что такое бонапартизм: следует осознать: что такое Великая Армия.